14 Основные умения
14.1 Цепное исцеление
Цепное Исцеление является наиболее эффективным хилом у шамана. Даже если вы хилите не 3 цели.
CH был улучшен в патче 3.2. Дальность прыжков хила была увеличена до 12.5 метров (с 10 метров). Кроме того, каждый прыжок уменьшает размер получаемого целью хила на 40%, а не на 50%.
CH хилит до трех (до четырех с символом) целей. Каждый следующий прыжок совершается на цель, имеющую наименьшее абсолютное значение количества здоровья. Если на доступной дистанции нет никого ниже 100%, прыжки прерываются. Хил может прыгнуть обратно на шамана, если он тоже получал урон.
CH может критануть на любом (или всех) прыжках. Но количества хила по следующей цели будет рассчитываться от некритового значения. Криты от CH прокают Ancestral Fortitude.
Известен баг, когда при возвращение к шаману после первого прыжка (на второй хил), CH не прыгает на третью цель. Потому иногда лучше пускать CH через себя, а не через кого–то рядом с собой, чтобы гарантировано получить максимальное количество прыжков.
Шаманские элементали (огня и земли) не являются частью группы или рейда, потому CH не может хилять их, если только изначально на них не направлен. После хила элементаля CH прыгнет дальше в рейд как и обычно.
Стоит отметить, что каждый прыжок CH является отдельным направленным исцелением. Так что некоторые аксессуары (например Яйцо Смертной Сущности) могут прокнуть на каждом прыжке CH.
Другие аксессуары, прокающие по принципу «каждый отдельный каст», не будут иметь такого же эффекта, потому что все прыжки CH являются одним–единственным кастом. Пример – Колокол Джетце.
Thud00 написал мод, который считал оверхил на каждом из прыжков CH. Он обнаружил, что первый хил в среднем имеет около 50% оверхила, а последующие – примерно 20%. Объясняется это тем, что часто сразу несколько хилеров пытаются прохилить цель, получающую или получившую много урона. Вот тут и проявляется вся красота CH, который помимо этой цели, моментально хилит еще до трех целей. Они тоже часто либо уже получили урон, либо получат урон в то время, пока вы кастуете, и хил от CH скорее всего дойдет до них первее, чем от заклинаний других классов. Результатом же будет меньшее количество оверхила на втором, третьем и четвертом прыжке CH.
14.2 Волна исцеления
Волна Исцеления – самый большой хил, который шаман может скастить. Время его каста – 2,5 сек (3 сек без талантов). С помощью талантов Путь Исцеления можно увеличить количество исцеления HW на 25%.
14.3 Малая волна исцеления
Малая Волна Исцеления – самый быстрый, но в тоже время и самый маленький хил шамана. В связи с тем, что ГКД не может быть меньше, чем 1 сек, максимальная скорость, с которой шаман может кастить LHW – не чаще раза в 1 сек.
LHW наиболее эффективна при использовании Символа Малой волны исцеления и ES на цели.
14.4 Щит Земли
Щит Земли – бафф с 6 зарядами (8 с талантами), который хилит цель, на которую наложен, каждые несколько секунд в момент получения удара.
Количество хила, получаемого с каждого прока ES, зависит от SP в момент каста ES, а не в момент его прока. В связи с этим полезно перед пулом поставить Тотем Языка Пламени и активировать вещи, дающие временные баффы на SP (например, аксессуар и тотем), и наложить на цель «суперзаряженный» ES.
Начиная с патча 3.0.2 учет хила и агро идет шаману, который скастовал щит. Каждая единица исцеляемого урона генерирует 0,725 агро
У прот–паладинов есть талант Духовное созвучие, с помощью которого они получают манну эквивалентно 10% получаемого хила. С патча 2.1.0 они получают манну в том числе и с ES. Каждое очко получаемой манны дает им 0,5 агро.
Кроме того, ES на прот–паладине со взятым талантом Касание Света будет хилить паладина на 30% больше во время критов.
14.5 Быстрина
Быстрина – единственный инстант хил шамана (не считая Природной Стремительности с ее двухминутным кулдауном). Примерно 57% от общего хила заклинания приходит в цель моментально, и 43% – в виде хота. Кулдаун RT – 6 сек. Если скастовать CH в цель, на которой висит ваш RT, то RT будет поглощен, а хил от CH увеличится на 25% на все прыжки.
Только CH, направленный в цель с вашим RT, прокнет на +25% к хилу. При прохождение прыжка CH по цели с RT прока не будет.
CH от других шаманов не может прокнуть ваш RT.
RT – замечательный хил для динамичных боев.
14.6 Пробуждение Древних
Пробуждения Древних: каждый раз при критическом хиле LHW, HW или RT вы моментально хилите члена рейда или группы, имеющего минимальное количество здоровья (в процентах), в пределах 40 метров на 30% от размера критического хила (включая оверхил). Пробуждение древних получает бонус от таланта Чистота, так что реально он хилит на 33% от вашего крита.
14.7 Оружие Жизни Земли
Помимо бонуса к SP (только для исцеляющих заклинаний), Оружие Жизни Земли дает возможность вашим направленным хилам прокнуть на цель небольшой хот, называемый Жизнь Земли. Не забывайте его обновлять.
Жизнь Земли прокает со следующих хилов: RT, HW, LHW, CH (все прыжки). У прока нет кулдауна, так что потенциально он может прокнуть со всех прыжков CH одновременно.
Жизнь Земли не прокает с Тотема Исцеляющего Потока, Щита Земли, Пробуждения Древних, Символа Волны Исцеления.
14.8 Сила Прилива
Сила Прилива часто используется на пару с Природной Стремительностью для увеличения размера экстренного хила. Кулдаун Силы Прилива – 3 минуты.
Использование Силы прилива дает трехзарядный бафф. Каждый заряд увеличивает шанс крита ваших LHW, HW или CH. Каждый крит поглощает 1 заряд, включая каждый прок CH (с определенной долей вероятности один CH может «съесть» весь бафф). Наиболее эффективный способ использования – с HW или LHW (прилично увеличивается шанс получить ману от прока Щита Воды, а также получить прок Пробуждения Древних).
14.9 Приливные волны
Приливные Bолны включают в себя 2 эффекта:
- временный эффект: c вероятностью 100% после произнесения заклинания CH или RT время произнесения заклинания HW сократится на 30%, а вероятность критического эффекта заклинания LHW повысится на 25%, пока не будут применены два таких заклинания;
- постоянный эффект: влияние эффектов хила увеличивается на 20% для HW и на 10% для LHW.
15 Мана
15.1 Базовая мана
Базовая мана – количество маны без талантов, баффов, экипировки и интеллекта (расового). Значение основывается только на классе и уровне, но не на расе. Увеличение количества интеллекта всеми возможными способами не увеличивает ценность заклинаний по мане, потому что не увеличивается ваша базовая мана (увеличивается только ваша максимальная мана).
Уровень
70
80
Заклинание
CH
HW
LHW
ES
RT Базовая мана
2958
4396
Базовая мана
19%
25%
15%
15%
18%
15.2 Водный Щит
Улучшенный Водный Щит: При критическом срабатывании заклинаний HW или RT с вероятностью 100% у вас восполнится столько маны, сколько восполняется при поглощении одной сферы Щита Воды. Тот же эффект возникает с вероятностью 60% при критическом срабатывании заклинания LHW и с 30%–й вероятностью при критическом срабатывании CH.
Водный Щит (связанный с ним Улучшенный Водный Щит) – просто потрясающий источник регена маны. Очень важно всегда иметь Водный Щит на себе и обновлять его до того, как он спадет. Многие шаманы обновляют его в тот момент, когда осталось еще 2 или более зарядов щита. Это вызывает паузу в хиле, потому что активация щита включает ГКД.
Так как Водный Щит не стоит маны, он не активирует Правило Пяти Секунд.
Аддон Shaman Friend напоминает, когда стоит обновить Водный Щит. Делает он это с помощью выбираемого пользователем звука. Он также может сообщать о рассеивании магии, прерывании заклинания или об использовании Тотема Заземления в канал рейда или группы.
15.3 Рейд баффы
Восполнение: восстанавливает 1,0% максимальной маны за 5 сек. От кого можно его получить:
• Талант сюрв–ханта Групповая Охота
• Талант ретри–пала Мудрое Правосудие
• Талант шадоу–приста Прикосновение Вампира
• Талант фрост–мага Затяжная Зима
• Талант дестро–лока Искусное Поглощение Души
Все перечисленные способности накладываются на 10 участников рейда с минимальным количество маны. Не больше одного на каждого игрока одновременно.
16 Тотемы
Вы можете поставить до 4 разных тотемов (1 от каждой школы) за один ГКД. По мане это будет стоить суммарное количество маны от всех поставленных тотемов.
Большинство тотемов воздействуют на весь рейд или группу в пределах 30 метров. Следующие тотемы действуют только на 5 человек группы, в которой находится шаман:
• Тотем Прилива Маны: восстанавливает 24% максимальной маны игрока за 12 секунд. Кулдаун – 5 минут.
• Тотем Исцеляющего Потока: количество хила зависит от SP шамана на момент каста тотема. Улучшается талантами на 45% и символом на 20%.
• Тотем Очищения
• Тотем Трепета
Тотем Источника Маны без бонуса от талантов восстанавливает 91 маны в 5 сек, в то время как паловский BoW без бонуса к талантам дает 92 mp5. Тотем с талантами – 109,2 mp5, BoW с талантами – 110 mp5. Тотем Источника Маны воздействует на весь рейд, а не только на группу шамана. Mp5 от Тотема и BoW не суммируется, действует тот бафф, который дает больше на данный момент.
Если у вас в рейде есть энх–шаман, то Тотем Неистовства Ветра, Тотем Силы Земли стоит ставить именно ему, так как большинство энх–шаманов вкладывают таланты для улучшения перечисленных тотемов. Рестор–шаману также стоит ставить эти тотемы, если рейд стоит разрозненно, таким образом увеличивая общую зону покрытия всех тотемов.
Воздух:
1) Тотем Неистовства Ветра, если нет фрост–дк или энх–шамана
2) Тотем гнева Воздуха в остальных случаях
Огонь:
1) Тотем Языка Пламени, если элем–шамана или демо–лока.
2) Тотем Магмы, если есть время слить ГКД, нет опасности агро и хватает маны.
Земля:
1) Тотем Силы Земли, если нет энх–шамана. У дк есть такой же (по эффекту) бафф Зимний Горн, действующий 2 минуты (3 минуты с символом).
2) Тотем Каменной кожи, который суммируется с эффектом паловской Аурой Благочестия.
Вода:
1) Тотем Источника Маны, если нет паловского BoW
2) Тотем Исцеляющего Потока
3) Тотем Очищения, если нужен
17 Теория
17.1 Интеллект
10 инты = 5,5 mp5 за 5–минутный бой, если используется MTT и на шамане висит Восполнение 100% времени
10 инты = 1,8 SP
10 инты = 3,3 рейтинга крита
• 10 инты = 1,8 SP
10 инты превращаются в 12,1 инты с паловским BoK и шаманскими талантами.
12,1 * 0,15 = 1,8 SP (Благословение Природы)
• 10 инты = 3,3 рейтинга крита
166,67 инты = 1% крита
1% крита = 45,91 рейтинга крита на 80 уровне
12,1 инты = 3,3 рейтинга крита
• 10 инты = 5,5 mp5
+181 к максимальное манне (3 mp5)
Восстановление (1,8 mp5)
MTT (0,7 mp5)
17.2 Как расчитать количество исцеления заклинанием
Количество хила = [Базовое количество хила + ((Время каста / 3,5) * 1,88 + Приливные Волны) * SP + Одетый на вас Тотем] * Бонус от талантов * Остальные бонусы
Остальные бонусы включают в себя Путь Исцеления, Бонус Т6 и тд
Приливные Волны = 0,2 для HW и 0,1 для LHW.
CH = 2.5/3.5 = 0.7143
HW = 3.0/3.5 = 0.8571
LHW = 1.5/3.5 = 0.4286
ES: восстанавливает 28.6% вашего +SP за заряд. 30%, указанные на Wowwiki, не верны.
Тотем Исцеляющего Потока: восстанавливают 4.4% за тик. Получают бонус от таланта Чистота.
Оружие Жизни Земли = [Базовый хил + (12/15)(5/11) * 1.88 * SP] * Бонус от талантов.
RT получает обычный для инстант–хилов коэффицент (1,5/3,5), но только от половины SP. Хот часть получает бонус как все хоты (1:1 на все время действия заклинания), но также только от половины SP.
Инстант часть RT = SP * (1,5/3,5) * 1,88 – 0,5 + 1670.
Хот часть RT = SP * 1,88 * 0,5 + 1670.
17.3 Как расчитать затраты маны на заклинания
Стоимость = [ (базовая стоимость – экипированный тотем) * (1 – сумма процентных коэффицентов) ]
В процентные коэффиценты входят Приливные Волны (1,05), бонус Т6 и тд.
17.4 Использование низких ранков заклинаний
В патче 3.0.2 Blizzard сделали изменение в стоимости заклинаний, что привело к бессмысленности использования низких ранков заклинаний. Раньше заклинания низких ранков использовались для снижения оверхила и увеличения эффективности хила по отношению к стоимости по мане.
18 Полезные ссылки и аддоны
• TotemTimers: показывает 4 таймера для тотемов
Другие полезные аддоны:
• Grid (Рекомендуется): рейдовый аддон, который показывает количество здоровья и маны у членов рейда. Также может показывать входящий хил, включая хоты, различные баффы и дебаффы(мод GridStatusRaidBuff/Debuff), метки рейда(мод GridStatusRaidFrames) и др.
• Clique (Рекомендуется): с помощью этого аддона можно кастовать хилы просто кликая мышкой по иконке члена рейда (в Grid есть собственный мод – ClickSet – с такой же функцией)
• Shaman Friend: Аддон напоминает, когда стоит обновить тот или иной щит. Делает он это с помощью выбираемого пользователем звука. Он также может сообщать о рассеивании, прерывании заклинания или об использовании Тотема Заземления в канал рейда или группы.
• Healbot: аналог Grid.
Криптик: Grid и Healbot эквивалентны, оба они содержат все необходимые для успешного лечения функции. Использовать стоит тот, который больше нравится или который привычнее. Я использую Grid и его моды.
19 Уголок рейд–лидера
В: Давать ли шаманам ткань и кожу?
О: Да. Часто ткань или кожа является лучшим доступным предметом для определенного слота. Например, количество SP и скорости моежт быть выше, чем на кольчужных аналогах. Иногда предмет является для шаманов лучшим, несмотря на то, что на нем присутствует дух или меткость.
В: В какую группу поставить шамана?
О: Так как большинство тотемов воздействую на весь рейд, основная идея – ставить шаманов к кастерам, которым нужен MTT. На некоторых эвентах стоит ставить шамана в ту группу, где нужен Тотем Очищения или Тотем Трепета.